Анри Барбюс. Сталин. Человек, через которого раскрывается новый мир.
1936
369 стр.
Переводчик: с французского, А.И. Стецкий *.
«Книга «Сталин» — последнее большое произведение Анри Барбюса. Этой книгой Анри Барбюс закончил свой славный жизненный путь — путь крупнейшего писателя, пламенного публициста, достойного сына французского народа, непримиримого борца против империалистической войны и фашизма.
«Грандиозна задача, — пишет Барбюс, — воссоздать облик человека, так неразрывно слитого с работой мирового значения, образ политического бойца, сквозь который видны миры и эпохи. Следуя за ним по путям его жизни, мы вступаем на почву истории, мы бродим по нехоженным дорогам, мы соприкасаемся с еще не опубликованными главами библии человечества. Документы стекаются, нагромождаются со всех сторон. Их слишком много, и слишком многое открывается перед нами в этих обновленных горизонтах. Приходится прорубаться сквозь факты и документы, приходится расчищать просеки в этой еще горячей, еще взволнованной и живой энциклопедии».
Барбюс напрягает все свои творческие силы, чтобы начертать образ Сталина, чтобы показать новый мир, создаваемый миллионами под руководством Сталина.
В книге есть замечательные, вдохновенные страницы, где Барбюсу удается подняться на высоту своей задачи и действительно показать в ярких чертах образ Сталина, силу его гения, сталинский стиль работы, где он со всей страстной силой ненависти бичует капиталистический мир и противопоставляет ему великую творческую работу народных масс Советского Союза, строящих социалистическое общество».
Файл pdf (с OCR).
Размер файла 5 мегабайт.
* Стецкий Алексей Иванович (03(15).02.1896—01.08.1938), член партии с 1915 г., член ЦК с 1927 г. (член ЦКК с 1924 г.), член Оргбюро ЦК с 10.02.34 г., в апреле 1938 г. арестован, военной коллегией Верховного суда СССР 1 августа 1938 г. приговорен к расстрелу и в этот же день расстрелян.)
Из книги «Кризис сталинского агитпропа: Пропаганда, политпросвещение и террор в СССР. 1927-1941.», Дэвид Бранденбергер, 2017:
В 1936 г.появилась, наконец, полная биография, написанная, кто бы мог подумать, — представителем французской компартии. Недовольство потенциальными биографами Сталина на родине заставило Агитпроп вступить в середине 1930-х гг. в переговоры с рядом таких известных западных авторов, как Фейхтвангер, Андре Жид и Анри Барбюс. Барбюс с готовностью согласился на предложение, поскольку французский коммунист уже работал над финансируемой ИМЭЛ книгой о Сталине для западной аудитории (и сопутствующим фильмом), которая дополняла его просоветские книги о Грузии и СССР. Ввиду этого были заключены контракты о публикации книги не только в западных странах, но и в Москве.
Летом 1934 г. Барбюс представил выдержанное в апологетическом духе литературное изложение политической карьеры Сталина Стецкому для проверки и занялся сценарием. Его рукопись, впрочем, вскоре обернулась для Стецкого нешуточной головной болью. Да, французский коммунист был верным другом СССР, и ему, как иностранцу, позволялось немного отклоняться от партийной линии в печати. Но его рукопись изобиловала фактическими и идеологическими ошибками. Барбюс связывал величие Сталина с его личностью, а не с владением марксистско-ленинскими законами исторического развития. Схожим образом борьба вождя с оппозицией описывалась как столкновение личностей, а не идеологий. Хуже того, хотя автор рукописи делал все возможное, чтобы охарактеризовать Сталина как блестящего тактика с чутьем на политическую конкуренцию, он не позаботился уравновесить это описание мнением о нем как о философе-провидце. В целом, Стецкому пришлось решать, а марксист ли Барбюс вообще.
Но, при всей проблемности, текст Барбюса был в то же время удобочитаемым и предлагал живую характеристику Сталина, как и уничтожающие обвинения в адрес Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева и Л. Б. Каменева. Более того, это единственный биографический проект такого масштаба, находившийся тогда в процессе разработки. Стецкий, таким образом, принял книгу Барбюса, одновременно указав автору на необходимость внесения серьезных изменений в рукопись. Довольный Барбюс, решивший, что его концепция получила поддержку, информировал «Литературную газету» о планах опубликовать книгу одновременно во Франции, Великобритании, Голландии и СССР в течение следующего года.
Хотя эта биография действительно была издана за рубежом в 1935 г., работа над ее переводом на русский замедлилась из-за того, что Барбюс так и не переработал биографию в более материалистическом ключе. Даже в исправленном виде панегирик Барбюса величию Сталина по-прежнему игнорировал и роль идеологии в советском обществе, и угрозу, которую враги все так же представляли для завоеваний революции. Дальнейшая правка, впрочем, оказалась невозможной, поскольку Барбюс заболел и умер в августе того же года.
Стецкий, оказавшийся меж двух огней, в конечном итоге принял решение опубликовать книгу, но сделать оговорку, что, при всех ее значительных достоинствах, она не может быть использована в качестве учебника по истории партии. Книга вышла в начале 1936 г., сначала частями в «Роман-газете», а вскоре затем отдельным изданием в привлекательном твердом переплете.