Ершов В.Ф. * ОСВАГ против «Окон РОСТА»: идеологическая война красных и белых (2018) * Статья

Как красные «Окна РОСТА» победили белый «ОСВАГ».


Статья посвящена становлению и деятельности структур политической пропаганды белого движения на Юге России в 1918-1920 гг. и их попыткам противостоять идеологии большевиков. Автор характеризует институциональную систему и кадровый состав белогвардейских пропагандистских подразделений, сопоставляет методы и результаты агитации и пропаганды белых и красных в период Гражданской войны в России на примере идеологического противостояния Осведомительного агентства (ОСВАГ) Добровольческой армии и центра революционной политической сатиры «Окна РОСТА». Автор приходит к выводу о том, что белое движение существенно уступало правительству большевиков в идеологической сфере, в том числе в организации и результативности политической пропаганды, что явилось одной из причин военного поражения антибольшевистских вооруженных формирований в итоге Гражданской войны в России 1917-1922 гг.


Ершов Виталий Федорович — доктор исторических наук, профессор, директор Центра стратегии и аналитики Московского государственного областного университета, член Российской ассоциации политической науки.


СКАЧАТЬ В ФОРМАТЕ PDF


Гражданская война в России 1917-1922 гг. отличалась крайне высокой степенью идеологического противостояния, во многом превратившись именно в борьбу идей красных и белых, в столкновение двух вариантов перспективного общественно-политического развития страны в ХХ в. — советской социалистической модели и республиканского строя, основанного на идеях Февральской революции.

Единой программы Белого движения, в которой были бы четко сформулированы цели, задачи, конечные устремления, не существовало. Вместо нее в информационном и идеологическом пространстве охваченной Гражданской войной России присутствовал комплекс противоречивых разрозненных идей о политическом будущем России, в основном просто отражавших личные взгляды высшего военного командования белых армий. Принцип «непредрешенчества» вообще вызывал недоумение у большей части населения, желавшего получить ясный ответ на вопрос о том, какую форму государственного управления предполагают установить белые в случае успеха их борьбы и взятия Москвы: республику? монархию? Неспособность белых четко ответить на это вопрос резко сужала их электоральную базу, лишая широкой поддержки населения. В итоге электоральная база Белого движения последовательно сокращалась в процессе Гражданской войны, что стало одной из причин поражения белых армий [2].

Для значительной части сторонников Белого движения вооруженное сопротивление большевикам было единственной возможностью попытаться сохранить свои социальные позиции и удержать власть. При этом у определенной части лиц, вовлеченных в Белое движение, прежде всего у офицерства ускоренного выпуска военного времени, присутствовало стремление даже повысить свой социальный статус и в случае победы над большевиками продолжить свою карьеру уже в качестве кадровых офицеров восстановленной Российской армии.

Если идеология контрреволюции была обращена в прошлое, имела ярко выраженный ретроспективный характер, то идеологический концепт большевиков был перспективным, ориентированным на строительство «светлого будущего». Белые в целом анонсировали реставрацию прежнего государственно-политического строя России (с небольшими элементами модернизации в духе Февральской революции), красные рисовали картину нового мира, который предстояло построить на основе принципов справедливости, равенства и братства. Соответственно, идеология большевиков обладала мощным зарядом эмоциональной привлекательности, активно влияла на массовое сознание. При этом она охватывала более широкие социальные слои населения, чем белая идеология, ориентированная на конкретные, достаточно узкие социальные группы — офицерство, чиновничество, деловые круги, духовенство, техническую интеллигенцию, деятелей искусства и культуры [22], значительная часть которых также находилась под обаянием революционных идеалов.

Внешние формы (имидж) и символика Белого движения с пропагандистской точки зрения также были не продуманы: золотые погоны, черная (у корниловцев, каппелевцев) форма, Адамова голова на кокардах — были далеки от привычных народных символов и тяготели к «аристократическому стилю», что лишь обостряло по отношению к белым проявление классовой ненависти со стороны широких народных масс. Данная символика отражала личные вкусы белого офицерства, но как идеологический и нравственный индикатор была деструктивна, вызывая эффект отторжения, в том числе среди населения национальных регионов — на Северном Кавказе, в Поволжье, Центральной Азии и др.

Большинство белых генералов, имея неплохое военное образование, в то же время не обладали подготовкой в области государственно-политической деятельности [20], не понимали значения идеологии в условиях гражданской войны, фактически сведя свое участие в Белом движении к чисто военным действиям без серьезной пропагандистской и идеологической поддержки. Идеология вооруженной борьбы с большевизмом вырабатывалась фактически уже в процессе ведения боевых действий Добровольческой армии против красных войск на Юге России в 1917-1918 гг., причем решающее слово в утверждении ее основных концептов оставалось за военным командованием белых [17].

Главное пропагандистское подразделение белой Добровольческой армии — ОСВАГ (Осведомительное агентство) было создано летом 1918 г. Среди его основных задач были следующие: информирование населения о Добровольческом движении и его целях, предоставление оперативной информации о ходе боевых действий и внутреннем положении на занятых белыми войсками территориях, распространение информации о действиях большевиков, сохранение памяти о героях Белого движения и др. По замыслу военного командования Добровольческой армии ОСВАГ должен был стать идеологическим рупором Белого движения и составить конкуренцию структурам большевистской пропаганды, в том числе «Окнам РОСТА», привлекая на свою сторону представителей различных слоев населения.

ОСВАГ был создан как орган информационно-пропагандистской работы при Добровольческой армии, а в дальнейшем при Вооруженных силах Юга России (ВСЮР). Фактически ОСВАГ обладал монополией в сфере информационно-пропагандистской деятельности в регионе Юга России, находящемся под контролем антибольшевистских белых армий. ОСВАГ предоставлял официальную информацию о действиях военных властей и правительства ВСЮР.

Первоначально ОСВАГ имел статус Осведомительного агентства при Добровольческой армии, подчиняясь генералу М. В. Алексееву, а в дальнейшем был преобразован в пропагандистский отдел при Особом совещании (правительство ВСЮР). ОСВАГ включал в себя структурные подразделения, которые выполняли информационно-пропагандистские задачи: проводили агитационную работу, выпускали листовки и брошюры, издавали литературно-публицистические произведения, художественные агитационные материалы (плакаты, лубки). Сотрудники лекторского бюро выступали перед населением на собраниях и митингах, проводили семинары, на которых обсуждалась сложившаяся в стране военно-политическая ситуация, устраивали агитационные концерты и спектакли [13].

Руководителями ОСВАГ являлись известные деятели кадетской партии: ученый-физиолог С. С. Чахотин, предприниматель и общественный деятель Н. Парамонов, профессор Петроградского университета К. Н. Соколов [21]. В период наиболее интенсивной деятельности ОСВАГ в 1919 г. общая численность его сотрудников составляла около 10 тыс. человек, в центральном аппарате работало 255 человек. Штаб-квартира ОСВАГ находилась в Ростове-на-Дону, где были сосредоточены все нити его управления [5]. В системе ОСВАГ работали некоторые известные деятели культуры, представители творческих профессий [9]. В условиях Гражданской войны это давало им возможность избежать голода и мобилизации в белые армии. Среди них были писатели И. А. Бунин и Е. Н. Чириков, поэт-символист С. А. Соколов (Сергей Кречетов), художники И. Я. Билибин и Е. Н. Лансере, профессор права Э. Д. Гримм, также ученый-правовед и религиозный мыслитель князь Е. Н. Трубецкой. Впоследствии, уже в эмиграции они оставили воспоминания о своем участии в создании системы белой пропаганды в годы Гражданской войны в России [7].

Идеологи Белого движения для пропаганды своих политических взглядов активно использовали средства периодической печати [3].

ОСВАГ контролировал деятельность ряда газет, журналов и театров, от которых требовалось регулярно включать в свои информационные блоки агитационно-пропагандистские материалы: тексты выступлений лидеров Белого движения, обращения к населению, военные оперативные сводки и др. Под редакцией С. А. Соколова-Кречетова выходил в свет литературно-художественный журнал «Орфей».

Наряду с изданием листовок и плакатов, в работе ОСВАГ использовались новейшие для того времени информационнопропагандистские технологии: в целях более полного освещения происходивших событий на фронте и в тылу регулярно осуществлялись фото- и киносъемка. В целях интенсификации информационного обмена в системе ОСВАГ, помимо обычного телеграфа, применялись радиостанции мощностью до 35 кВт, размещенные в Таганроге, Новороссийске, Николаеве и Севастополе. В подконтрольных ВСЮР районах ОСВАГ располагал разветвленной сетью территориальных подразделений, включавших 232 информационно-аналитических пункта и подпункта. Наиболее активно действовало на пропагандистском фронте Харьковское отделение ОСВАГ, которое в агитационных целях широко использовало печатные органы белой военной администрации региона — газеты «Новая Россия», «Полдень», «Южный край».

Руководство Добровольческой армии возлагало на ОСВАГ большие надежды, ставя перед ним задачу привлечь симпатии гражданского населения к Белому движению и его идеологии. Для этой цели из военных фондов ОСВАГ выделялись значительные финансовые средства. Например, только в январе 1919 г. на ведение пропаганды было отпущено 25 млн рублей.

Командование требовало от ОСВАГ в своей пропагандистской деятельности акцентировать внимание именно на военной составляющей Белого движения. Предпринимались попытки создания культа белых офицеров как борцов с большевизмом, прежде всего генералов Л. Г. Корнилова, М. В. Алексеева, С. Л. Маркова, именами которых были названы улицы, бронепоезда, воинские подразделения. Под контролем ОСВАГ тиражировались парадные портреты деятелей Добровольческого движения, которые затем вывешивались в официальных помещениях (штабах белых армий, канцеляриях, приемных), выставлялись в витринах магазинов и т. п. ОСВАГ издал также жизнеописания лидеров Белого движения в форме отдельных брошюр, которые можно было приобрести в книжных магазинах, газетных киосках и др. Героика Белого движения пропагандировалась средствами театрального и музыкального искусства, в частности, белогвардейские песни исполняла на концертах популярная певица Надежда Плевицкая.

В 1919 г. под эгидой ОСВАГ была предпринята попытка съемок в прифронтовой полосе кинофильма, рассказывающего о драме Гражданской войны и имевшего идеологическую составляющую, которая должна была оказывать соответствующее воздействие на зрителей. Серии фильма имели политически выраженные названия «Добровольцы» и «Большевики». Однако съемки не были завершены, и картина так и не вышла на передвижные экраны. Еще один пропагандистский фильм ОСВАГ под названием «Жизнь Родине, честь — никому», снятый в Ялте и Ростове-на-Дону режиссером М. Г. Хажаевым, имел яркую антибольшевистскую направленность. В его создании приняли участие известные в то время актеры: Южакова, Спонс, Стрижевский. Интересно, что этот фильм имел и футурологический аспект — в его финале был показан воображаемый парад белых войск после взятия Добровольческой армией Москвы. Демонстрация подобных фильмов осуществлялась подразделениями Харьковского ОСВАГ, которые использовали киноустановки, размещенные на агитационных поездах.

Оригинальная пропагандистская акция, направленная на подрыв советской финансовой системы, была проведена подразделениями Харьковского ОСВАГ в июне 1919 г.: с аэропланов сбрасывались советские бумажные деньги, испорченные специальными надпечатками антибольшевистского содержания [1]. Подобные акции были также проведены во время боев за Киев, что привело к реальному падению доверия населения к советским денежным знакам [15]. В августе 1919 г. пропагандистами ОСВАГ были выпущены листовки «Наказ корниловцу» и «Поучение воину-корниловцу перед боем», в которых декларировались основные идеи Белого движения.

Подразделения ОСВАГ во многих случаях принимали участие в работе различных структур военной администрации ВСЮР. Так, Харьковское отделение ОСВАГ распоряжением военного командования Добровольческой армии было подключено к деятельности Особой следственной комиссии, осуществлявшей сбор материала о политике «красного террора», проводившейся большевиками на Юге России в 1918 г. Данную комиссию возглавлял Г. А. Мейнгвардт; материалы о действиях Харьковской ЧК в этот период, собранные Особой следственной комиссией, были обнародованы в итоговом докладе и в дальнейшем использовались в пропагандистских целях подотчетными ОСВАГ агитационными подразделениями. Идеологическую борьбу, проводившуюся ОСВАГ в период Гражданской войны, пропагандисты Белого движения пытались продолжать и в условиях эмиграции, скорректировав некоторые элементы политической концепции Белого дела [8].

На ОСВАГ военным командованием ВСЮР возлагались также функции, не свойственные агитационным структурам, но входящие в компетенцию контрразведки: сбор информации о настроениях населения на территориях, подконтрольных белым армиям, агентурная работа, попытки проникновения в «красное подполье» и др. Подобное расширение задач ОСВАГ затрудняло его работу как идеологического ведомства, втягивая его в непосредственную военно-политическую борьбу с большевиками. При этом в организационном отношении деятельность ОСВАГ была поставлена слабо: агитационная и пропагандистская работа велась бессистемно, электоральная сегментация вообще не была выражена, его руководители не могли найти общий язык с другими государственными институтами Юга России, в частности, у ОСВАГ постоянно возникали трения и разногласия с Донским отделом осведомления, который также занимался идеологической пропагандистской работой [18]. В ряде случаев идеологические концепты, выдвигавшиеся различными пропагандистскими структурами белых армий, противоречили друг другу, вызывали раздражение и чувство классовой ненависти у населения.

Сотрудники ОСВАГ не видели и не понимали своей целевой аудитории и выдвигали собственные лозунги, надеясь таким образом расширить социальные границы антибольшевистского движения. При этом предпринимались попытки повлиять на население (в том числе на рабочих и крестьян) с помощью политического лубка.

ОСВАГ подвергался жесткой критике даже среди сторонников Белого движения: многие упрекали его в том, что своей деятельностью он лишь разжигает социальную рознь и так обостренную в условиях Гражданской войны, а также обвиняли в идейной подготовке белой военной диктатуры — «восшествия на престол Деникина и Колчака».

Начальник Разведывательного отдела Штаба главнокомандующего ВСЮР в секретной сводке в октябре 1919 г. крайне негативно оценивал общий результат деятельности ОСВАГ: «Результаты этого получаются поистине ужасные. «Осваг» с каждым днем все больше и больше отходит от населения, наша пропаганда виснет в воздухе. Наш Отдел пропаганды, копируя в постановке дела пропаганды большевиков, не перенял в них самого главного и самого важного: большевики своей пропагандой сумели подойти к населению вплотную. Значение этого обстоятельства — невероятно большое: только благодаря ему большевики теперь сводят наши стратегические усилия насмарку» [10].

В отличие от плохо организованного и совершившего много идеологических ошибок ОСВАГ, система политической пропаганды большевиков была налажена очень хорошо и реально стала значимым фактором успеха в борьбе идей эпохи Гражданской войны 1917-1922 гг. Бывшие профессиональные революционеры прекрасно понимали огромную роль агитации и пропаганды в борьбе за идеологическую и военную победу, понимали, что Гражданская война в России (как и всякая другая) является, в первую очередь, конфликтом идеологическим, столкновением мировоззрений, и лишь во вторую -военным противоборством двух сторон (красных и белых). Пройдя в дореволюционный период школу подпольной, а после 1907 г. и широкой легальной агитации, большевики как красные пропагандисты обладали очень высокими качественными характеристиками, хорошо знали методику и специфику своей работы, умели влиять на аудиторию, намного превосходя белых пропагандистов-«кустарей». Некоторые агитационные материалы советских пропагандистских органов, осуществлявших идеологическую борьбу с Белым движением, были опубликованы в 1920-1930-е гг. в специализированных изданиях документов «Пролетарская революция», «Красный архив», «Война и революция» и др. [6; 14; 16; 19]. Политические материалы, направленные против идеологии Белого движения, публиковались большевистским правительством на страницах военной печати [12].

Большевистская пропаганда прославляла героев-красноармейцев, матросов, комиссаров и содержала призывы к конкретным действиям: «Вступай в Красную армию!», «Уничтожь белогвардейскую гадину!» и т. д. Агитационные плакаты ОСВАГ во многих случаях, напротив, содержали упреки в адрес своих потенциальных сторонников: «Ты -дезертир! Ты не вступаешь в Добровольческую армию!» и др.

«Окна РОСТА» («Окна сатиры РОСТА») — серия агитационных плакатов, созданная в 1919-1921 гг. группой советских художников и поэтов, работавших под эгидой Российского телеграфного агентства -РОСТА, современного (ИТАР-ТАСС) стала одним из самых ярких образцов революционной пропаганды и сыграла большую роль в победе большевиков в идеологической войне.

Многие плакаты «Окон РОСТА» создавались вручную с использованием трафаретов (по 200-300 экземпляров) и распространялись в прифронтовой полосе, размещались на агитпоездах, выставлялись в витринах учреждений и магазинов, откуда и произошло их наименование «Окна». Их выразительность и яркость, запоминающиеся негативные образы белогвардейцев и буржуазии оказывали сильное эмоциональное воздействие на зрителя. К тому же, в отличие от плакатов ОСВАГ, они были четко классово ориентированы, их сюжеты четко разделяли общественные группы на своих и чужих, на отрицательных персонажей (белогвардейцы, купцы, кулаки) и положительных (рабочие, красноармейцы, большевики) [11].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

— руководство и сотрудники ОСВАГ не смогли решить поставленную перед ними задачу: сформировать и ввести в информационное пространство идеологию Белого движения, сделав ее фактором своего политического успеха;

— система красной пропаганды значительно превосходила белую по своим качественным (организационным и идеологическим) характеристикам, что в итоге обусловило ее победу в «борьбе идей» эпохи Гражданской войны в России 1917-1922 гг.;

— в отличие от военного командования ВСЮР, отводившего политической пропаганде второстепенную роль и делавшего ставку на чисто военное противоборство с противником, лидеры большевиков, наоборот, считали хорошую постановку идеологической борьбы одним из важнейших факторов своего успеха, уделяя большое внимание «красной пропаганде» и вкладывая в деятельность пропагандистских структур значительные материальные средства.

Выстраивание большевистской системой средств наглядной агитации и пропаганды («Окна РОСТА» и др.) на основе классового подхода оказалось в условиях Гражданской войны более эффективным методом, чем попытки белого ОСВАГА апеллировать ко всему населению страны без социальной сегрегации.


Литература и источники

1. Авчухов А. Надпечатки ОСВАГа // Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. 2008. № 6 (58). С. 130-135.

2. Аранс Д. Как мы проиграли Гражданскую войну: Библиография мемуаров русской эмиграции о Русской революции 1917-1921 гг. Newtonville, Mass., 1988. 200 с.

3. Белов В. Белая печать, ее идеология, роль, значение и деятельность (Материалы для будущего историка). Пг.: ГИЗ, 1922. 128 с.

4. Белое движение. Начало и конец. Сборник воспоминаний. М.: Московский рабочий, 1990. 527 с.

5. Белый архив. Сборник материалов по истории и литературе войны, революции, большевизма, белого движения. Париж: Музей современных событий в России, 1926. Т. 1. 580 с.

6. Война и революция. 1921-1928. № 1-24.

7. Гуковский И. В белом стане. Обзор белой эмигрантской литературы по Гражданской войне за 1928 год // Историк-марксист. 1929. Т. 11. С. 265.

8. Десницкий В. Печать русской эмиграции // Книга и революция. 1922. № 1 (15). С. 46-50.

9. Дроздов А. М. Интеллигенция на Дону // Архив русской революции. Берлин, 1921. Т. 2. С. 45-51.

10. Жирков Г. В. История советской цензуры: период диктата государственного издательства (1919-1921) // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 2: История, языкознание, литературоведение. Вып. 3. 1995. С. 78-86.

11. Иньшакова Е. Ю. Коллекция «Окон РОСТа и ГПП» в собрании Государственного музея В. В. Маяковского // Творчество В. В. Маяковского. Вып. 3: Текст и биография. Слово и изображение. М.: Изд-во Ин-та мировой литературы (ИМЛИ) РАН, 2015. С. 379-386.

12. Карамышев В. А. Советская военная печать в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны 1918-1920 гг. М., 1955. 24 с.

13. Кнорринг Н. Н. На внутреннем фронте (Из воспоминаний об Отделе пропаганды) // Дни. 1927. 4 ноября. № 1227. С. 2-3; 23 ноября. № 1246. С. 2.

14. Красный архив. 1919-1935. № 1-50.

15. Лазарев А. В. Краткая история донской валюты. URL: http://biblio-klad.ru/publ/stati/dengi_finansy/kratkaja_istorija_donskoj_valjuty/42-1-0-1054 (дата обращения: 20.09.2018).

16. Летопись революции. 1919-1931. № 1-34.

17. Марковцы в боях и походах за Россию в освободительной войне 19171920 гг. Т. 1-2. Париж. 1962-1964.

18. Молчанов Л. А. Опыт пропаганды идеологии Белого движения: успехи и просчеты (1918-1920) // Белая Россия. Опыт исторической ретроспекции: Материалы международной научной конференции в Севастополе, октябрь 2000 г. / под ред. Терещук А. В. СПб., 2000. С. 44-51.

19. Пролетарская революция. 1920-1927. № 1-19.

20. Рутыч Н. Биографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных сил Юга России (Материалы к истории Белого движения). М.: Regnum, 1997. 295 с.

21. Соколов К. Н. Правление генерала Деникина. Из воспоминаний. София: Российско-болгарское книжное издательство, 1921. 291 с.

22. Штыка Л. П. К вопросу о классовой сущности идеологии «белого дела». Сумы, 1983.


Источник: Гражданская война в российской истории: взгляд через столетие: материалы Всероссийской научной конференции, г. Москва, МПГУ, 20 апреля 2018 г. / под общ. ред. Г. В. Талиной. – Москва : МПГУ, 2018.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *