Имя Томаса Санкары широко известно за пределами его родной Буркина Фасо. Он стал символом патриотизма и доброй воли для многих африканцев и не африканцев. Значение его личности для Буркина Фасо вполне сопоставимо со значением личности Л. С. Сенгора для Сенегала: как и Л. Сенгор, Т. Санкара внес кардинальные изменения в жизнь своей страны. Прогрессивный политик, государственный и военный деятель, одаренный писатель и поэт, Т. Санкара занимал президентское кресло всего четыре года (1983-1987 гг.), но, по мнению исследователей, этот короткий отрезок времени можно рассматривать как наиболее примечательную страницу современной истории Буркина Фасо [1].
Томас (Тома) Исидор Ноель Санкара родился 21 декабря 1949 г. в семье военнослужащего французской жандармерии. Его отец принадлежал к народности моей, мать — к фульбе.
Будучи ребенком от межнационального брака, в соответствии с традиционной системой семейных отношений Тома причислялся к людям «третьего сорта» и считался «силми-моси» (неполноценным моей), что заставило его с детства отстаивать свое право на равное с окружающими участие в жизни общины. Видимо, именно тогда стали формироваться главные черты его характера, сыгравшие в дальнейшем решающую роль в военно-политической карьере.
К моменту обретения государственного суверенитета (5 августа 1960 г.) тогдашняя Верхняя Вольта была одной из наименее развитых в экономическом и культурном отношении колоний Франции в Западной Африке. Страна с засушливым климатом, опустыненными землями, недостатком питьевой воды и отсутствием выхода к морю не имела ни экономического, ни стратегического значения для метрополии, и инвестиции Франции в ее развитие были невысоки.
Освобождение от колониального господства не принесло процветания и политической стабильности. Первый президент независимой Верхней Вольты Морис Ямеого запретил все политические партии, кроме правящей «Партии единства» и объявил оппозицию вне закона. Изначально бедная страна нищала, что вызывало в народных массах недовольство проводимой им внутренней политикой.
В этих условиях занимавший активную жизненную позицию Т. Санкара отверг предложение отца стать католическим священником и в 1968 г. поступил на военную службу. Во время учебы на Мадагаскаре он увлекся распространенной в те годы теорией «африканского социализма» и познакомился с радикально настроенными офицерами Блезом Компаоре, Анри Зонго и Жаном-Батистом Букари Лингани. Под их влиянием у Томаса формировалось революционное мировоззрение: Санкара и его соратники даже создали тайную революционную организацию «Группа офицеров-коммунистов» (Regroupement des officiers communistes), чему в немалой степени способствовало изучение ими трудов К. Маркса и В И Ленина.
Военная карьера развивалась стремительно: вернувшись на родину. Санкара получил назначение в элитную часть парашютистов, в 1974 г. участвовал в пограничном военном конфликте с Мали, а в 1976 г. возглавил учебный центр национального спецназа в городе По. В сентябре 1981 г. Санкара был назначен государственным секретарем по информации в правительстве захватившего власть в 1966 г бригадного генерала Сангуле Ламизаны, а в апреле 1982 г. уже подал в отставку и открыто встал на сторону оппозиции, обвинив военных в подавлении рабочих и профсоюзов со словами: «Горе тем, кто затыкает народе рот!» [2. р. 67].
После очередного военного переворота в ноябре 1982 г. новый президент Жан Батист Уэдраого назначил Т. Санкару на пост премьер-министра Верхней Вольты. Однако вскоре взгляды и деятельность молодого чиновника были расценены как сверхрадикальные, он был отстранен от работы и заключен под домашний арест. Столь жесткие меры по отношению к любимому народом политику спровоцировали беспорядки в бедных районах столицы — Уагадугу, власти осознали непрочность своего положения.
В августе 1983 г. друг и соратник Санкары капитан Блэз Компаоре организовал восстание столичного гарнизона: в результате военного переворота был свергнут президент Уэдраого, а 33-летний Т. Санкара занял его место и одновременно стал Председателем национального совета революции.
Деятельность нового главы государства заметно отличалась от деятельности предшественников и других африканских военных .лидеров, захвативших власть в результате переворотов. Т. Санкара не повышал себя в военном звании и не окружал роскошью, не назначал на высокие должности родственников или соплеменников. Довольствуясь жалованием армейского капитана, составлявшим 450 долл. в месяц, он перечислял свой официальный оклад в 2000 долл. в фонд помощи сиротам. С первых дней президентства он публично заявил, что социальная справедливость и развитие собственной страны — главные цели его жизни. Политика широких реформ, проводимая Т. Санкарой. ставила целью повышение уровня жизни неимущих и малоимущих слоев населения. Идеализируя события революции на Кубе, он стремился наладить контакты с Фиделем Кастро и президентом соседней Ганы — Джерри Ролингсом, продемонстрировавшим возможность перехода от военного режима к конституционному правлению без потрясений и длительных переходных программ.
Принципы провозглашенной Санкарой «демократической и народной революции» (Révolution démocratique et populaire) как антиимпериалистической были очерчены в речи от 2 октября 1983 г. Спустя год Верхняя Вольта была переименована. Новое название — Буркина Фасо — в переводе с языков мооре и дьюла обозначает «страна достойных людей». Появились новые государственные символы и гимн, в создании которых Т. Санкара участвовал лично.
Начато его президентской деятельности ознаменовалось невиданными ранее нововведениями: были обнародованы доходы государственных чиновников, продан весь правительственный автопарк, состоявший из «Мерседесов». Вместо них для нужд министров были приобретены «Рено 5» — самые дешевые в то время автомобили в стране. Борьба с мздоимством и протекционизмом стала одной из важнейших составляющих государственных преобразований президента. Успехи были столь ощутимы, что в 1986 г., через три года после прихода Санкары к власти. Всемирный банк констатировал, что в Буркина-Фасо коррупция искоренена [3].
Т. Санкара был сторонником эндогенного развития, подразумевающего социальную, экономическую, политическую и культурную модернизацию общества с счетом его внутренних возможностей, собственных ресурсов и исторического опыта. Идеологической основой деятельности президента служила концепция буркинийского философа Ж. Ки-Зербо. в соответствии с которой роль «творца истории» отводилась народным массам
Основой внутренней политики стали опора на собственные силы; массовое участие граждан в политической жизни; эмансипация женщин и их включение в политический процесс, превращение государства в инструмент социальных и экономических преобразований. Первый народный план развития, с октября 1984 по декабрь 1985 гг., осуществлялся исключительно силами населения, причем финансирование плана на 100 % осуществлялось из государственных средств. В 1985-1988 гг. Буркина-Фасо не получала никакой финансовой помощи ни от Франции, ни от Всемирного банка, ни от Международного валютного фонда [4].
Т. Санкара отрицательно оценивал возможность предоставления гуманитарной помощи бедным странам. Он не без основания полагал, что это не решает существующих проблем, а способствует сохранению отсталости, лишает население стимула работать и приучает находиться в постоянном ожидании «подарков». Такая ситуация, по мнению Т. Санкары, выгодна стратегам неоколониализма, не заинтересованным в экономическом развитии суверенных государств [5, рр 97-98]. Интересно, что в последние 10-15 лет эту идею стали активно развивать западные экономисты и эксперты международных организаций, выдавая ее за собственный вывод, сделанный в результате анализа ситуации в проблемных регионах Африки.
В решении внутриполитических вопросов Т. Санкара делал упор на создании прочной сельскохозяйственной базы, способной обеспечить население страны собственной пищевой продукцией.
С помощью кубинских медиков в Буркина Фасо осуществлялась программа «Битва за здоровье»: была проведена и вакцинация более 2,5 млн детей против менингита, кори и желтой лихорадки, что способствовало снижению детской смертности с 240 до 185 на 1000 чел. населения. В стране, где только 25 % мужчин и 15 % женщин умели читать и писать, прошла общенациональная кампания по повышению грамотности. В частности, для снижения уровня дефицита медобслуживания и образования на местном уровне Т. Санкара призвал в каждой деревне построить медпункт и школу, что было сделано силами более чем 350 сельских общин.
Одним из первых решений революционной власти стало лишение племенных вождей привилегий и имущества. Угодья крупных землевладельцев распределялись между крестьянами, отменялись выплаты дани и обязательные отработки для крестьян, приостанавливалось действие сельского подушного налога В результате возросла заинтересованность в результатах труда. За три года урожайность пшеницы возросла с 1 700 до 3 800 кг с гектара, что позволило стране впервые в истории выйти на уровень самообеспечения продовольствием. Собственными силами проводилась модернизация автомобильных и железных дорог, президент призвал население страны принять посильное участие в строительстве первой в стране электростанции.
Важное место в преобразованиях Т. Санкары занимало решение экологических проблем. Понимая, что находясь на периферии Сахары, Буркина Фасо мало обеспечена водными ресурсами, он выдвинул инициативу строительства 250 водохранилищ и бурения 3000 скважин, инициировал национальную кампанию по посадке более 10 млн деревьев для остановки опустынивания саванны, от чего напрямую зависело благосостояние большинства жителей. К процессу озеленения привлекалось практически вес население страны, к каждому значимому событию было приурочено высаживание деревьев [6. pp. 162-165].
Сторонник всеобщего равенства, Т. Санкара полагал, что значительная часть общества — женщины — нс должна быть пассивной. Президент был противником дискриминации женщин, что можно считать безусловным прогрессом в условиях почти полного господства традиционных гендерных норм: он законодательно запретил женское обрезание, браки по принуждению, полигамию, назначал женщин на высокие административные посты, призывал их работать, посещать школу, проходить армейскую службу.
Однако модернизация шла медленно. Из-за чрезвычайной ограниченности внутренних экономических ресурсов Буркина Фасо помощь извне была необходима. Власти рассчитывали получить ее от первой в мире страны победившего социализма. В 1986 г. Т. Санкара побывал с визитом в СССР в надежде заручиться поддержкой своих реформ у М. Горбачева, однако никакой реальной помощи не получил. В то время «африканское направление» внешней политики сдавало свои позиции: Советский Союз как единое государство доживал последние годы, столкнувшись с серьезными экономическими и внутриполитическими проблемами. Социально-экономические преобразования и антиимпериалистическая направленность деятельности Т. Санкары сделали его популярным среди неимущих слоев. Однако его политика шла вразрез с интересами среднего класса и племенных лидеров, лишенных традиционного права на использование принудительного труда и сбора дани, а также с интересами Франции и ее союзника Кот-д’Ивуара. Крайнее недовольство государственных чиновников политикой президента было понятно: Т. Санкара существенно сократил зарплаты, запретил пользоваться услугами личных шоферов и летать по авиабилетам первого класса. Он требовал, чтобы чиновники носили традиционную национальную одежду, а не дорогие западные костюмы, и ничем внешне не отличались от рядовых граждан страны. Кроме того, под новый год администраторы были обязаны сдать по месячному окладу в пользу социальных фондов, а злоупотребляющих служебным положением отправляли на сельскохозяйственные работы
Активная позиция Т. Санкары на посту президента Буркина Фасо — революционный уклон его реформ, деятельность в рамках «Движения неприсоединения», отказ от кредитов западных стран и гуманитарной помощи — вызывала беспокойство у правительств соседних стран и их заокеанских «старших братьев». Буркинийский писатель и историк Венсан Уаттара в статье, посвященной президенту, подчеркивает, что он выступал категорически против компромиссов с западными политиками, видя в них проводников неоколониализма в Африке: по этой причине он отказался участвовать во Франко-Африканском саммите [7].
Конференция глав стран-соседей Буркина-Фасо, прошедшая под патронатом Франции в сентябре 1986 г. в столице Кот-д’Ивуара Ямусукро, потребовала от президента-революционера прекращения проводимой им внутренней политики. Одновременно бывшая метрополия — Франция, экономически и политически «потерявшая» Буркина Фасо. — готовила правительственный переворот, используя людей из ближайшего окружения президента.
Популярность Т. Санкары у широких народных масс не спасла его от недовольства в правящих кругах и армейской верхушке. Ухудшение отношений с Францией, а также с соседними Мали и Кот-д’Ивуаром привело 15 октября 1987 г. к свержению и убийству президента, которое стало следствием военного переворота, организованною его многолетним другом и соратником Б. Компаоре, находящимся в то время на должности министра юстиции Буркина Фасо. За неделю до гибели Т. Санкара заявил: «Революционеры могут быть убиты, но вам не убить их идеи» [8]. Расчлененные тела Санкары и его соратников были зарыты в безымянной могиле, которая вскоре стала местом паломничества.
Убийство президента получило широкий отклик в мировой прессе тех лет. Советские СМИ не остались в стороне от комментариев, оценив его деятельность как попытку социального эксперимента, направленного на создание справедливого общества в Буркина Фасо.
Вся деятельность Т. Санкары характеризует его как идеалиста, для которого социальная справедливость и развитие страны были ценностями высшего порядка. Проводя революционную и социалистическую по своей сути политику, он не стремился слепо копировать внешние атрибуты советской политической системы, чем грешили многие африканские лидеры «социалистической ориентация». Вряд ли можно назвать его марксистом-ленинцем в том смысле, какой в это слово вкладывали в Советском Союзе. Молодой офицер из Буркина-Фасо был приверженцем оригинальной политической концепции, адаптирующей социалистические идеалы к африканским народным традициям социальной организации, экономическим и культурным условиям жизни. Придя к власти в результате военного переворота, — явления, нередкого в африканских странах, — Т. Санкара не стал одним из звеньев длинной череды «армейских политиков». Он, как и любой человек, совершал ошибки, допускал перегибы, но никогда не руководствовался интересами собственной выгоды или жаждой власти [9].
Б. Компаоре, оказавшийся во главе государства на протяжении последующих 27 лет, отменил все реформы предшественника, восстановил жалования чиновникам. Первым его действием на президентском посту стала покупка персонального «Боинга» на деньги, предназначенные Т. Санкарой для благоустройства пригородов Уагадугу. После выборов 1991 г., в которых приняло участие всего 25 % избирателей (однако за Компаоре отдали свои голоса около 90 % пришедших на выборы), новые власти Буркина Фасо срочно пересмотрели политику отказа от иностранной финансовой помощи и приняли под гарантии Франции кредит от МИФ на $67 млн [10].
В настоящее время, спустя 30 лет после гибели президента-реформатора Т. Санкары, «страна достойных людей» едва ли по-настоящему ощущает себя свободной: Буркина Фасо — по-прежнему одна из беднейших стран мира, за чертой бедности находится более половины се населения.
Примечания
1. К вопросу о Буркина Фасо. URL: http://haron2010.livejoi.imal. сога/599431.html (дата обращения: 12.02.2017)
2. Englebert P. Burkina Faso: Unsteady Statehood in West Africa. Boulder. CO, Westview Press. 1996.224 p.
3. Шапинов В. Самый бедный президент. URL. http://www.cpif.info/news/articles/world/60310.html (дата обращения 12.02.2017).
4. Филиппов B.P. Блез Компаоре: изгнание с Олимпа // Геополитический журнал № 1(8) 2015. С. 53-55.
5. Bamouni В.Р. Burkina Faso: Processus de la Révolution P: L’Hannattan. 1986. 189 p.
6. Englebert P. La Révolution Burkinabé. P: L’Hannattan. 1986 270 p.
7. Уаттара В. Томас Санкара: революционное видение Африки. URL: http://haron2010.liv4rjoumal.com/ (дата обращения 12.02.2017).
8. Burkina Faso country profile. Overview. BBC News. URL: http:// www.bbc.com/news/world-africa-13072774) (дата обращения 13.02.2017).
9. URL: https://cont.ws/@bia354444/115262 (дата обращения 15.02.2017).
10. URL: http://ru-politics.livejoumal.com/44901296.html (дата обращения 07.02.2017).
Из книги «Герои и антигерои в мировой истории», сборник статей участников Всероссийской научной конференции 9 июня 2017 года, Ярославль. ЯрГУ, 2017.