Взгляд со стороны: русская эмиграция о борьбе Сталина с правым уклоном


Битые белые и прочие антибольшевики из эмиграции внимательно следили за тем, что происходит «подсоветской», как они выражались, России, и иногда их наблюдения бывали довольно точны.

10 марта 1929 г. бывший посол Временного правительства в США Б.А. Бахметьев (человек очень неглупый) писал Е.Д. Кусковой (тоже, в общем, довольно умная женщина была) по поводу борьбы группы Сталина с «правыми», то есть Бухариным, Томским, Рыковым и другими:

«Делать то, чего желает правый уклон,— это значит признать, что коммунистическая карта бита. Это значит вступить на путь ликвидации революции как таковой. Вы скажете: правоуклонцы этого не ощущают. Я скажу, вероятно, нет. Путь человеческой массовой психологии, как он развертывается в исторических событиях, в большинстве случаев развертывается в областях неосознанных и недодуманных до конца. Термидорианцы, которые положили конец терроризму, всего меньше думали покончить с господствующими якобинцами; наоборот, им казалось, что их путь единственный, которым можно спасти положение правящей революционной партии. Только отдельным, более чутко мыслящим и видящим вождям дано видеть глубже и лучше, и я не могу отказать Сталину в той способности предвидения и анализа, которой я не замечаю ни у Рыкова, ни у других подобных более мягких коммунистов… Для меня падение Сталина будет термидор.

У правого уклона нет вождей, чего и не требуется, нужно лишь, чтобы история покончила со Сталиным как с последним оплотом твердокаменности. Тогда власть останется в руках мягких максималистов — Рыкова и К0, которые, подобно термидорианцам, будут пытаться нести дальше большевистское знамя, но фактически будут игрушкой жизненной стихии, уступая и колеблясь под давлением жизни…

Послесталинский период власти слабых большевиков, как представляется, будет периодом, когда внутри русского тела будут нарастать и откристаллизовываться те группировки и бытовые отношения, которые в известный момент властно потребуют перемены правящей верхушки и создадут исторические силы и исторические личности, которым суждено будет внешне положить конец большевистскому периоду и открыть следующий».

Цит. по: Щетинов Ю. А. Угасание русского либерализма. Вестник Московского Университета. История. 1988. № 2—3.

В данном письме Борис Александрович Бахметьев (кстати, одно время член ЦК меньшевистской РСДРП) подкрепляет мою (и некоторых современных историков) мысль о том, что Троцкий очень ошибался, когда писал о сталинском термидоре, и что термидором была скорее послесталинская политика Берии, Маленкова и Хрущева, в свою очередь брежневский период можно назвать термидором замороженным.

И что победа Николая Ивановича Бухарина и его товарищей — при всем моем сочувствии и к нему, и к его товарищам, не просто расстрелянным, но и принужденными публично признаваться во всякой гнусной хрени, действительно бы означала более раннюю гибель СССР.

Чему, конечно, многие бы и сейчас были рады, впрочем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *