ЗАКРЫТОЕ ПИСЬМО АПРЕЛЬСКОГО (1925 г.) ПЛЕНУМА ЦК РКП(б) МЕСТНЫМ ПАРТИЙНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ [1]
26 апреля 1925 г.
Секретно.
Рассылается на правах закрытого письма.
Подлежит возврату.
Закрытое письмо Пленума ЦК РКП(б).
В Центральный Комитет поступают запросы относительно того, существуют ли сейчас какие-либо серьезные политические разногласия внутри нашего Центрального Комитета и его руководящего ядра и каковы эти разногласия. Пленум ЦК считает необходимым в связи с этим сообщить парторганизациям следующее:
Попытка т. Троцкого вызвать новый кризис в партии («Уроки Октября») совпала с переломным моментом в общеполитической жизни страны. На очереди стояли (стоят еще и сейчас) глубочайшей важности вопросы хозяйственной жизни, международной политики, внутрипартийной жизни. Январскому Пленуму ЦК [2] пришлось в свете этих проблем подводить итоги новому нападению троцкистов на ленинскую линию партии. Решение, которое надлежало вынести, получало международное значение.
В докладе Политбюро январскому Пленуму было установлено, что в нашей партии существовало три мнения по вопросу об организационных выводах в связи с выступлением т. Троцкого против ленинизма: 1) одна группа резолюций местных организаций требовала исключения т. Троцкого из партии; 2) вторая группа резолюций требовала немедленного исключения т. Троцкого из Политбюро и снятия с поста Предреввоенсовета и 3) третья группа резолюций требовала немедленного снятия т. Троцкого с поста Предреввоенсовета, откладывая организационные выводы по партийной линии до XIV-го Партсъезда. При этом все три группы резолюций были совершенно солидарны в вопросе об идейнополитической оценке троцкизма вообще.
Внутри нашего Центрального Комитета первое мнение не имело ни одного сторонника. Расхождения при предварительном обсуждении были только между сторонниками второго и третьего мнения. Третье мнение восторжествовало. И на январском Пленуме ЦК, как известно, это мнение и было принято единогласно, против двух членов ЦК (тт. Пятакова и Раковского). Столь же единодушно на эту же точку зрения встала Центральная Контрольная Комиссия.
Тотчас же после окончания январского Пленума не примирившаяся с решениями партии часть троцкистов стала пытаться раздувать это эпизодическое расхождение внутри ленинского большинства нашего ЦК. Стали муссироваться самые чудовищные слухи. Уже очень скоро стало обнаруживаться, что распространение слухов и сплетен в данном случае является определенным орудием политической борьбы против ленинизма. Заговорили о том, будто ленинизм распался на два лагеря, будто у нас появилось два ленинизма. Совершенно ясно, что широкое распространение этой лжи имело бы своим результатом лишь политический реванш обанкротившегося троцкизма. Эта попытка внести политическую дезориентацию в наши ряды делалась не только в России, но переносилась и на коминтерновскую арену. На недавно закончившемся расширенном заседании Исполкома Коминтерна [3] троцкист Крейбих сделал попытку с международной трибуны поставить этот же вопрос — попытку, встретившую единодушный отпор со стороны делегации РКП и всего расширенного ИККИ.
В последнее время версия о разногласиях в партии, как партии ленинцев, перенесена в крупнейшие органы европейской капиталистической и социал-демократической печати, в том числе в меньшевистский «Социалистический Вестник» [4]. Международная буржуазная и социал-демократическая печать, в свою очередь, усиленно муссирует эти слухи, пытаясь, таким образом, поколебать единство ленинских рядов РКП. Нэповская среда и мещанские «околопартийные» элементы, как всегда, «сочувствуют» всему тому, что способно повредить непримиримой линии ленинизма.
Пленум ЦК РКП предлагает местным организациям и всем ленинцам решительно бороться против этих слухов и сплетен. ЦК заявляет, что он будет строго взыскивать с тех, кто будет продолжать эту «работу» дезориентации и деморализации нашей партии.
Вскоре после январского Пленума произошли некоторые организационные трения, которые при других обстоятельствах прошли бы сравнительно незамеченными, но которые в связи с указанным эпизодическим расхождением по вопросу о поведении тов. Троцкого приобрели более значительную роль.
В письме ЦК от 6 марта 1925 г.5, разосланном всем окружкомам, был подробно освещен эпизод с Ленинградской комсомольской организацией. Центральный Комитет принял необходимые меры, диктовавшиеся обстановкой. Ленинградская комсомольская организация признала свою организационную ошибку. Весь эпизод ликвидирован. В связи с этим комсомольским эпизодом людьми, спекулирующими на раздроблении партии, как партии ленинцев, делаются попытки посеять в нашей партии представление, будто между Ленинградом и ЦК нашей партии существуют какие-то серьезные расхождения. Пытаются развенчать Ленинградскую организацию нашей партии, приписывая Ленинградскому губкому «фракционные» намерения и т. п. Все это совершенно неверно.
Пленум ЦК РКП по-прежнему считает, что наша Ленинградская организация РКП является одной из лучших, наиболее сплоченных, наиболее заслуженных организаций, одним из главных оплотов ленинизма, одной из тех важнейших пролетарских организаций, являющихся основными центрами политической жизни страны, на которую всегда опирался и будет опираться наш ЦК.
* * *
Перед нашей партией стоят крупнейшие политические задачи. ЦК нашей партии напряженно работал последнее время над разрешением 2-х групп вопросов: а) вопросы, связанные с нашей крестьянской политикой, и б) вопросы, связанные с международным рабочим движением (коминтерновские вопросы, вопросы сближения наших профсоюзов с английскими профсоюзами и т. д.). Недавние работы расширенного заседания Исполнительного Комитета Коминтерна, как и только что закончившиеся работы Пленума ЦК РКП, подготовлявшие решения по вопросам предстоящей Всесоюзной Партконференции и Съездов Советов РСФСР и СССР, показали с полной наглядностью единодушие всего ленинского большинства Центрального Комитета.
По всем без исключения вопросам, стоявшим на очереди, обнаружилось единодушие, не меньшее, чем то, какое большевизм обнаруживал при прежних поворотных моментах. Никаких существенных разногласий не обнаружилось и не предвидится. Если в выступлениях отдельных членов Центрального Комитета в печати и бывали те или иные неизбежные оттенки, то они нисколько не мешали и не будут мешать совместной дружной работе.
Пленум ЦК призывает всех членов партии еще больше сплотить ряды и дать решительный отпор сеятелям слухов и сплетен, рассчитанных на дробление партии, как партии ленинцев. Пленум ЦК уверен, что на основе принятых общепартийных решений подготовка предстоящего XIV съезда нашей партии пойдет особенно дружно и энергично — под знаменем ленинизма.
Пленум ЦК РКП(б)
26 апреля 1925 года
Типографский текст.
Примечания:
1. Пленум ЦК РКП(б) проходил 23—30 апреля 1925 г. Закрытое письмо было рассмотрено и принято на заседании 26 апреля.
2. Речь идет о январском (1925 г.) Пленуме ЦК РКП(б), принявшем резолюцию «О выступлении т. Троцкого» и признавшем дискуссию «законченной» (см. КПСС в резолюциях.. т. 3. М., 1984, с. 323-331).
3. V расширенный пленум Исполкома Коминтерна состоялся в Москве 21 марта — 6 апреля 1925 г. Наряду с другими, пленум рассмотрел вопрос о дискуссии в РКП(б). В закрытом письме речь идет о выступлении на пленуме ИККИ представителя чехословацкой компартии К. Крейбиха. Его позиция была подвергнута критике в выступлении И. В. Сталина на чехословацкой комиссии ИККИ, опубликованном в «Правде» 29 марта 1925 г. (см. Сталин И. В. Соч., т. 7, с. 59 — 68).
4. «Социалистический Вестник» — основанный в 1921 г. Л. Мартовым эмигрантский журнал. Выходил в Берлине, Париже, Нью-Йорке.
5. См. примечание [4] к документу, датированному не позднее 23 февраля 1925 г.
Источник: «Известия ЦК КПСС», № 8 (319) август 1991