Сначала о Финляндии. На этой неделе у нее появился новый премьер-министр, Александр Стубб. Премьером он стал, став руководителем партии, которая набрала больше всех мест в парламенте и которая формирует поэтому правительство. Он представляет новую генерацию финских политиков, как и премьер предшествующий, как и нынешний президент (который сейчас в Финляндии уже не играет такой большой роли, как раньше). Это люди, сформировавшиеся в 90-е годы, правых и неолиберальных убеждений, очень прозападные и говорящие по-английский лучше, чем по-фински. Особенностью нового премьера является его пронатовские убеждения, в частности, он не так давно сказал, что Финляндии стоило бы войти в НАТО еще двадцать лет назад.
Очень характерно, что на этой же неделе на гостелеканале YLE выступил один из финских дипломатов старой школы и отнесся крайне критически к натовским инициативам. И на этом я бы хотел остановиться. Дело в том, что эти финские старики играют не последнюю роль в политике страны — это тоже особенность финской политической системы, где политик, даже уйдя на пенсию, сохраняет определённый вес, и не только моральный. И эти старики, которые работали еще с Брежневым и Громыко, понимали кое-что, чего не понимают нынешние моложавые функционеры с их безупречным английским. Именно поэтому они в свое время учили русский в первую очередь. И вовсе не из симпатий к России (для них термин эквивалентный СССР). Более того, я думаю, что к СССР они относились крайне отрицательно, хотя бы потому, что более всего на свете они опасались советизации Финляндии — вероятность, которая несколько раз после войны казалась почти реальной. В свое время даже мимолетное предложение маршала Устинова провести совместные военные учения финской и советской армии вызвало что-то вроде паники в правящих кругах Хельсинки, по той же причине — чтобы не казаться вассалом СССР — не полетел в космос первый финский космонавт. Я даже вполне допускаю, что советских (русских) они считали немного сумасшедшими. Но они кое-что понимали в истории, и именно поэтому они так успешно вели дело с советскими (русскими). То есть даже если им наши фобии казались непонятными, они и к этим фобиям старались приспособиться, а не заниматься их игнорированием или, паче чаяния, лечением.
Именно об этом и говорил финский старик-дипломат: что вступление Финляндии в НАТО замкнет кольца вокруг России, что Балтийское море станет натовским озером, что граница России с НАТО увеличится в два раза и что русские (теперь уже) вновь почувствуют, что их обкладывают.
Американский стиль, который победил на планете с распадом СССР: быстрые ответы на сложные вопросы, и плевать, кто и что там думает («проблемы индейцев шерифа не волнуют») сейчас начинает приносить свои плоды. Примером, конечно же, является Украина, но на этой неделе нарисовалась картина возможного обрушения Ирака, а, значит, и всего Среднего Востока. Американцы, конечно же, с умным лицом a la Дженнифер Псаки спешат уверить всех, что происходящее там не имеет никакого отношения к их войне против Саддама в 2003-м, как и к инспирированной Западом войне против Сирии, хотя, как говорил один деятель советской истории, «кто не слеп, тот видит», что это все последствия бездумной и крайне эгоистичной политики, которую безнаказанно проводили США после того, как единственный, кто их в этом бездумии (если не безумии) ограничивал, а именно Советский Союз, совершил самоубийство — как теперь оказывается, очень фатальное не только для него самого.
Все, что происходит на Украине — и что произошло на этой неделе, иллюстрирует этот факт. Как я уже писал, самое печальное при этом то, что в Киеве в политическом классе вообще нет людей, которые имеют минимальную государственную мудрость, то есть вся их стратегия основана на том, что «Запад нам поможет». Ирак — хороший пример, как Запад может помочь и чем для стран, которым он помогает, дело часто кончается.
Немного личного. В прошлых «Итогах» я упомянул о том, что речь нового президента Украины закончилась нацистско-бандеровским слоганом, что вызвало критику у некоторых читателей: да ладно тебе, подумаешь. Но вот что пишет в своем Фэйсбуке Борис Филатов — один из самых мерзких представителей этого самого нацистско-олиграхического политического класса, который задает повестку дня на современной Украине:
«В Раде на инаугурации наконец звучит: «Слава Украине! Героям Слава!» Степан Андреич, таки да, ты дождался…»
Кто не слеп, тот видит.