Коваль Б.И. * Трагическая героика XX века: судьба Луиса Карлоса Престеса (2005) * Книга

Б.И. Коваль. Трагическая героика XX века: судьба Луиса Карлоса Престеса.

2005

356 стр.

СКАЧАТЬ ФАЙЛ

«XX век в самой острой форме воплотил в себе универсальное противоречие всей истории: переплетение героического и трагического, светлого утопизма и кровавого прагматизма в судьбах всего человечества и отдельной личности. Особенно личности яркой, сильной и свободной. К этому типу людей относится герой книги — бразильский революционер, “рыцарь надежды” Луис Карлос Престес (1898-1990). Автор увлекательно рассказывает о жизни и борьбе Престеса, опираясь на богатый архивный материал, в том числе архив Коминтерна, опыт личного общения со многими латиноамериканскими политическими деятелями, широкую международную историческую литературу. Многие теоретические проблемы революционного опыта трактуются по-новому. Автор смело преодолевает старые штампы и идеологическое узкомыслие, ярко описывает исторические события, вскрывает суть стратегической линии Коминтерна, показывает динамику и логику политической борьбы в Бразилии. Многие выводы автора позволяют лучше понять глубинные причины и следствия трагического героизма поколения XX столетия и перспективы развития цивилизационного процесса».

Файл pdf (с OCR).

Размер файла 7 мегабайт.


Луис Карлос Престес (порт. Luís Carlos Prestes; 3 января 1898, Порту-Алегри — 7 марта 1990, Рио-де-Жанейро) — бразильский политик, деятель бразильского коммунистического движения.
Луис Карлос Престес (порт. Luís Carlos Prestes; 3 января 1898, Порту-Алегри — 7 марта 1990, Рио-де-Жанейро) — бразильский политик, деятель бразильского коммунистического движения.

Дополнительные материалы:

Статья в Википедии


Коминтерн и ноябрьское вооруженное восстание в Бразилии в 1935-м году (статья)


Из книги Г.И. Коларов, В.В. Усов «Левый радикализм в Латинской Америке: социально-политические аспекты» (2012):

«Новые (коммунистические — А.К.) партии превращаются в притягательный центр для прогрессивной латиноамериканской интеллигенции, которая видит в них кардинальное решение проблем региона.

Тогда начинается и идеализация экономики, политики, идеологии, культуры и всех сфер жизни в СССР, иллюзия, которую коммунисты в Латинской Америке поддерживали до самого распада Советского государства. Тогда эта иллюзия подкреплялась мировым экономическим кризисом и подъемом революционного движения.

В такой обстановке в 1928 г. проводилось первое совещание руководителей латиноамериканских коммунистических партий в Буэнос-Айресе. Оно дало реальную оценку международного положения и характера эпохи, но поставило непосильные задачи перед коммунистическим движением на субконтиненте. На нем делались прогнозы о том, что социальная революция в Латинской Америке вопрос самою близкого будущею, без постановки вопроса для единства левых сил. Началась подготовка восстаний в отдельных странах с помощью Коминтерна.

Руководители партий рассматривали их как средство для провоцирования континентальной, а впоследствии и мировой революции. Наступление фашизма требовало нанесения ответною превентивного удара.

Первый из организованных бунтов — в Сальвадоре в январе 1932 г. под руководством Агустина Фарабундо Марти — закончился трагически.

Погибли 3000 восставших и их вождь. Стало ясно, что армии латиноамериканских стран не могут быть так легко побеждены. Нужно работать внутри них для привлечения на сторону революции, одновременно со всеми левыми партиями и всеми эксплуатируемыми слоями.

Эти потребности обсуждались в 1934 г. на Втором совещании руководителей латиноамериканских коммунистических партий. На нем была поставлена задача строительства единого фронта для противодействия фашизму, который уже властвовал в Европе и готовился к наступлению на другие континенты. Совещание — это элемент подготовки к VII конгрессу Коминтерна.

Сразу после него было принято решение о подготовке революции в самой большой латиноамериканской стране — Бразилии. Она вспыхнула в конце ноября 1935 г. Вопреки тому, что в ней участвовала и часть армии, она была очень быстро потушена — только с двадцатью жертвами. Ее организатор — Луис Карлос Престес (позже генеральный секретарь БКП) попал в тюрьму на девять лет. Для всех стало ясно, что социализм достаточно далек от бразильской действительности. Там в тот момент популистский режим диктатора Жетулиу Варгаса (благодаря его личной харизме, а также его идеологии, основанной на национализме и антиимпериализме) переживал кульминацию своего развития. БКП надолго сошла с политической сцены. Она успела возродиться за короткий период после Второй мировой войны благодаря обаянию национального героя Луиса Карлоса Престеса и авторитету всемирно известного архитектора Оскара Нимейера и не менее известного писателя Жоржи Амаду. Вопреки тому что скоро опять она была вынуждена перейти на нелегальное положение, БКП сохранила свое влияние и пережила новый подъем в начале 1960-х годов. Военный переворот 1964 г., совпавший по времени с разломом в международном коммунистическом движении, превратил се окончательно в политического аутсайдера. БКП скоро распалась, а впоследствии сам Престес был отстранен от партийною руководства. Ею преемник Жиоконду Диас проводил твердую промосковскую линию, далекую от реальности Бразилии. Эта его политика ослабила партию. Впоследствии она распалась на маленькие фракции».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *