Письмо В.И.Волотковича секретарю ЦК РКП(б) Н.Н.Крестинскому. 1919 г.
Вниманию читателей предлагается уникальный документ эпохи гражданской войны — письмо-исповедь бывшего владельца писчебумажной фабрики «Скина» в Витебской губернии В.И.Волотковича, активно боровшегося с советской властью, по терминологии недавнего времени — классового врага и бандита. Со страниц письма звучит голос побежденного и раскаявшегося человека, у которого нет причин лукавить перед смертью. Он рисует картину действий тех, чей «век закатился», той части имущих классов, кто не уехал за границу и не стал сотрудничать с новой властью, а выбрал кровавый путь борьбы, отвечая насилием на насилие. Осознание своего исторического проигрыша, раскаяние за убитых и замученных, заставили автора письма обратиться к своим единомышленникам, чтобы те прекратили напрасную борьбу. Своему адресату, секретарю ЦК РКП (б) Н.Н.Крестинскому он желает поскорее уничтожить и забыть всех, подобных ему.
Письмо было написано для обнародования в газете и в его тексте несколько раз повторяется эта предсмертная просьба. Естественно, возникает вопрос, почему Волоткович не адресовал его, допустим, в редакцию «Правды» или как большинство писем — В.И.Ленину, а обратился к Н.Н.Крестинскому. Скорее всего, ответ следует искать в дореволюционных биографиях автора и адресата. О Волотковиче почти ничего не известно, он не указывает даже своих инициалов в письме. Но мы знаем, что его собственность — крупная писчебумажная фабрика «Скина» — находилась в Лепельском уезде в 90 верстах от г. Витебска, так что, вероятнее всего, сам владелец жил в Витебске. Крестинский же с 1903 по 1906 год включительно вел партийную работу в Северо-Западном крае, в том числе в Витебске. В дореволюционное время он сотрудничал в газетах «Правда» и «Звезда», в журналах «Вопросы страхования», «Просвещение». Так что у Волотковича могли быть точки соприкосновения с Крестинским (например, поставка бумаги для этих изданий или общие знакомые). Отсюда, возможно, и просьба опубликовать свою исповедь именно к Крестинскому.
Однако письмо не было опубликовано, а осталось в секретном архиве Секретариата ЦК РКП. На первом листе его стоит регистрационный штамп Секретариата: «разн. дела, входящий № 2208, 24/1 1921 г.». А в левом верхнем углу резолюция: «Разное. Секр. архив». В настоящее время письмо хранится в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ).
Через 77 лет последняя просьба автора письма исполняется. Текст воспроизведен с сохранением орфографии и синтаксиса оригинала, лишь опущены упраздненные реформой правописания буквы.
Публикацию подготовила кандидат исторических наук Л.В.БОРИСОВА.
Письмо бывшего фабриканта В.И.Волотковича секретарю ЦК РКП(б) Н.Н.Крестинскому [1]
[1919 г.]
Гражданин Крестинский!
Будьте так добры поместите в Вашей уважаемой газете мое нижеследующее письмо-исповедь, чем Вы осчастливите меня, хотя пред смертью принесением покаяния в сделанных грехах пред народом, выразив таковое на столбцах Вашей газеты. Я бывший владелец фабрики «Скина» [2], Лепельского уезда, Витебской губернии, был очень жесток с рабочими и крестьянами, в особенности жестокость моя выразилась во время оккупации Лепельского уезда немцами и после [3]. Далее я и друзья мои занялись тайной агитацией против советской власти в своем уезде и все шло хорошо до появления в Лепельском уезде председателем Уездного Совета некоего Матусевича, который, правду сказать, здорово подорвал наши планы, но к его счастью скоро убрался и избежал нашей мести. Потом собравшись в довольно большом количестве мы приютились в Велижском, Невельском и других лесистых уездах, нападали на волости, грабили крестьян, убивали советских служащих, красноармейцев, а с особым удовольствием коммунистов, вырезали и ограбили евреев в Новке и так далее, — в общем немало наделали людям зла и горя, — немало невинных благодаря нам сидит в тюрьмах и мы упивались кровью и горем наших братьев, что и служило нам утешением, т. к. мы видели, что наш век закатился, и нам не быть тем, чем мы были. Не дает нам победы, над рабочими и крестьянами, ни наша образованность, ни золото и нет нам больше места среди людей. И вот я умирая в лесу, раненый своими же друзьями во время дележки награбленного, как хищный зверь, почувствовав насколько я и мне подобные были бесчеловечны, подлы и насколько мы заслуживаем того презрения, которым клеймят нас трудящиеся. И вот я презреннейший из людей хочу все же крикнуть трудящимся: мы побеждены, и нет нам пощады, и нет нам прощения. Я умираю не смея просить прощения, и не буду больше вредить, но есть еще много подобных мне, они разлетелись искать еще жертв и берегитесь их, и уничтожайте их, как заразу, не щадите их, им нет возврата к добру и правде. И вот умирая я не прошу прощения, а прошу только, как милости, кусочек места в газете для моего письма, где бы трудящийся народ и мои товарищи прочли бы эти мои последние слова и узнали, что возврата к прошлому нет и вас мои друзья скоро постигнет такая же участь, как и меня и лучшего мы не стоим.
Желаю Вам гражданин комиссар и Вашим товарищам поскорее уничтожить всех подобных мне и пусть свободный народ поскорее забудет их.
Волоткович.
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 84. Д. 230. Л. 5-6о6. Подлинник. Рукопись.
Датируется по упоминанию оккупации уезда немцами, закончившейся в ноябре 1918 г. В письме не упоминается о польской оккупации с августа 1919 г.
Примечания:
1 Крестинский H.H. (1883—1938) — видный деятель Коммунистической партии и Советского государства. В 1901 г. закончил с золотой медалью гимназию в г. Вильно, в 1907 г. — юридический факультет Петербургского университета. С 1903 г. — член РСДРП, большевик. Участник революции 1905— 1907 гг. В 1917 г. — председатель Уральского областного и зам. председателя Екатеринбургского комитетов РСДРП(б), член ВЦИК 2-го созыва. С декабря 1917 г. — член коллегии Наркомфина, зам. главного комиссара Народного банка. С августа 1918 г. — нарком финансов. В 1918—1921 гг. — член ЦК партии, в ноябре 1919 — марте 1921 г. — секретарь ЦК; в марте 1919 — марте 1921 г. — член Политбюро и Оргбюро ЦК. В октябре 1921 — 1930 г. — полпред в Германии. С 1930 г. — зам. наркома иностранных дел. По делу «Правотроцкистского антисоветского блока» в 1938 г. приговорен к расстрелу. Реабилитирован посмертно.
2 Писчебумажная фабрика «Скина» была национализирована постановлением Президиума ВСНХ от 16 июня 1919 г., «как крупная фабрика, могущая дать большое количество газетной бумаги». Мощность фабрики на момент национализации — до 1 тыс. пудов бумаги и 300 пудов древесной массы в месяц. При работе одной самочерпки (а всего их было четыре) фабрика могла вырабатывать до 8 тыс. пудов ролевой газетной бумаги в месяц. В 1913 г. на фабрике работало 300 рабочих и было произведено 172718 пудов бумаги. За первое полугодие 1916 г. при 145 рабочих произведено 15059 пудов. Фабрика была оснащена современным оборудованием (РГАЭ. Ф. 3429. On. 1. Д. 766. J1. 2, 113, 115).
3 Северо-запад Витебской губернии, в том числе и Лепельский уезд, находился под оккупацией германских войск в феврале—ноябре 1918 г. В августе 1919 г. эта территория была захвачена польскими войсками. К августу 1920 г. освобождена Красной Армией.
Источник: «Исторический архив», 2000, №1.