АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИТОГИ НЕДЕЛИ (31.03. — 06.04.2014)

В рамках санкций против России NASA объявило о сворачивании совместной работы с русскими. Острословцы из украинского сегмента Интернета стали шутить о том, что для возвращения с МКС русскими космонавтам придется вызывать такси. Островословцы правда забыли, что маршрутками на МКС работают как раз русские рабочие лошадки-ракеты. То есть все строго наоборот.

Тем не менее шапкозакидательские настроения: да ну, какие там санкции, несерьезно — лично мне кажутся крайне ошибочными. Дело в том, что новая холодная война Западу не просто нужна, а очень нужна.

После победы в предыдущей холодной войне возник очень значительный системный кризис ценностей, объединяющих Запад как целое. Потому что ценностей, так сказать, положительных — а ими стали к концу века экономический неолиберализм, консюмеризм, культурная гегемония США, мультикультурализм и политкорректность, электоральная демократия — крайне управляемая, отсекающая как крайне правых, так и крайне левых, глобализм — было крайне недостаточно. Поддержание консенсуса требует еще и наличие угрозы, а ее, после того, как СССР покончил самоубийством, как на грех не было.

Пока не случилось 11 сентября в 2001 году — настолько вовремя, что у многих даже вменяемых людей сложилось стойкое впечатление, что дело не очень чистое. После чего последовало десятилетие войны с террором, в ходе которой западным бульдозером было раздавлено несколько стран-изгоев. Тем не менее долго это работать не могло, да и воины джихада, несмотря на всю свою бородатость и брутальность, в сущности жалкие неудачники, не вписавшиеся в текущую реальность.

Так что cold war 2.0, сейчас еще только-только начинающаяся, но которая будет вне всякого сомнения набирать обороты, для Запада просто подарок. При этом все крайне знакомо — те же самые плохие русские, Kremlin, Москва, так что конспекты, оставшиеся с cold war 1.0 можно просто доставать из шкапа или антресолей, сдувать с них пыль и начинать все по новой. Пока, как сказал на этой неделе Валенса, Путин не предстанет перед судом в Гааге за аннексию Крыма и убийства на Майдане (да, да, Майдан — это тоже он!). После чего неявно, но неизбежно предполагаются крупные геополитические, включая территориальные, изменения на территории Евразии.

Огромное количество людей вновь найдут себя — шпионы, пропагандисты, кремленологи, военные, у них снова появился смысл существования.

Интересно, что новая холодная война выгодна и Путину, и той части военно-буржуазной элиты, представителем которой он является — открываются возможности консолидации общества, включение оборонного сознания, в критической ситуации даже нажатие кнопки «Отечество в опасности!» — на что русский человек в силу своей непростой истории очень отзывчив.

Идеологическая основа холодной войны 2.0 будет теперь совсем другая, если в первой Западу противопоставлялся социализм — даже в советском виде так или иначе связанный с марксизмом, то сейчас этой основой будет консерватизм и традиционализм.

Это парадоксальность — антиимпериалистический тренд с одной стороны, и крайне правый с другой, вызывает интересный идеологический феномен — на Западе Россию так или иначе поддерживают и крайне правые и крайне левые, в то время как в России этот же тренд вызывает появление левых пораженцев, оправдывающих свою позицию ссылками на Ленина и Циммервальд, хотя нынешняя ситуация просто абсолютно другая — как таковая социалистическая альтернатива сейчас существует только в головах крайне небольшого числа людей, не представляющих, кроме себя, вообще ничего — в силу наступления классового мира, или, иными словами, распада рабочего движения, бывшего когда-то гораздо большим, чем движением за выбивание надбавок к зарплате. А новой антикапиталистической силы пока нет и даже признаков ее формирования не наблюдается (временно, конечно, но эта временность может быть жизнью одного и даже более поколений). Таким образом и «пораженчество» сейчас — это не форма классовой войны, которым оно было для Ленина и большевиков, а просто пристраивание в хвост отечественному либерализму, антинациональному более чем.

Возможно, эта ситуация затянется, и большой вопрос, как левые в ней будут существовать. Пока у них (включая меня) получается не очень хорошо.

В моих заметках, включая и эти итоги, все больше пессимизма. Поверьте, я бы в первую очередь сам очень хотел оказаться неправым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *