ПОРА ПОКОНЧИТЬ С «ЧЕРНЫМИ ГНЕЗДАМИ»
Когда рабочий класс взял власть в свои руки, одной из первых забот его, даже в дни острой борьбы с саботажниками, была забота о товарищах, потерявших здоровье на фабрично-заводской каторге или обессилевших в борьбе с нуждой и капиталом. Чахотка, бич пролетариата, — обычное следствие борьбы с нуждой и недоеданием. С первых месяцев революции Советская власть проявила заботливость к участи своих красных воинов—инвалидов труда. У комиссариата социального обеспечения с первых дней было много работы по организации сети санаториев-здравниц для хронически больных работников и работниц. Особенно много внимания было уделено санаторию «Халлила». Но этот санаторий, расположенный на территории Финляндии, находится сейчас в руках белогвардейцев. И дело организации санаториев для туберкулезных, для больных или просто для истощенных голодухой работниц и рабочих, движется туго, слишком туго!..
Где причина?
Часто приходится слышать: «Не найти подходящих помещений, нет подходящего персонала».
И то, и другое неверно.
У нас есть и люди, и помещения. Что может быть более подходящим для санаториев, чем раскиданные по всей России «черные гнезда» — монастыри? Обычно они расположены за чертой города, среди полей, лугов; тут же сад, огород, коровы — значит, молоко для больных!
И главное, отдельные комнаты-кельи для каждого больного! И все тут есть: и постели, и белье* и утварь, и вместительные кухни, и пекарни, и бани.
Готовые санатории! Только поселите в них усталых, изнуренных непосильной работой рабочих и работниц, дайте им набраться здоровья среди живительного воздуха полей, дайте им отогреться под лучами деревенского солнца, так скупо заглядывающего в рабочие квартиры города!..
Скажут: занять монастыри под санатории, под здравницы! Кощунство! Ничуть. Разве лозунг Коммунистической России не гласит: кто не трудится — да не ест? А для кого еще тайна, что монастыри — гнезда тунеядцев?
…Монашкам и монахам в цвете сил и здоровья пора сказать: уступите ваши кельи тем, кто в них нуждается! Не лгите, не говорите, что вы отрешились от «земных радостей» и спасаете душу свою. До нас слишком часто доходят слухи о тех безобразиях, что творятся за стенами монастырскими в ваших «черных гнездах». Идите в мир трудиться, как все мы трудимся, идите работать и жить без лицемерия.
Нет — не кощунство «выставить» здоровых и крепких людей и послать их на работу, а в их помещения поселить тех, кто нуждается в уходе, тепле, солнце и здоровом питании. Кощунство — обратное. Кощунство терпеть «черные гнезда» сытых, здоровых людей, которые не несут свою лепту на строительство новой России.
Занятие монастырей под санатории-здравницы — это насущный злободневный вопрос. Пусть же товарищи страховики и товарищи из комиссариата здравоохранения подумают, как осуществить этот план? Но пусть не откладывают его в долгий ящик. Чем скорее «черные гнезда» обращены будут в приюты отдыха и восстановления боевых сил пролетариев, тем больше выигрыша для Коммунистической России, тем больше потери для врагов трудящегося народа!
«Правда», 10 ноября 1918 г.