Горячей точкой планеты остается Украина. Ситуация развивается, предсказания у кого бы то ни было оказываются ошибочными, ощущение наличия в событиях второго дна тоже не исчезает. Поэтому очень обще.
Поразительным образом можно убедиться в правоте одного немецкого экономиста XIX века, утверждавшего, что в основе многих, если не всех событий современной эпохи лежат проблемы экономические — экономику России начало лихорадить отнюдь не вследствие событий в Крыму, и не исключено, что события в Крыму есть как раз результат этой лихорадки. По очень большому счету. Если абстрагироваться от массы других факторов.
А то, что сейчас происходит в треугольнике Россия-Украина-Крым вдруг неожиданно поставило перед каждым вопрос о выборе — даже если от этого выбора мало что зависит. И какие-то вещи, знакомые только из книг, или отраженные в культуре — фильмы, спектакли — стали вдруг частью идентификации каждого из нас, где бы мы ни находились и вне зависимости от степени нашей вовлеченности в события. Более того, события показывают, что неторопливая и бессобытийная реальность может весьма быстро измениться прямо у нас, прямо за нашими окнами.
И сделать свой выбор — особенно в «отсутствии Красной Армии», как можно описать происходящее, глядя слева, очень даже непросто. Самая характерная черта прошедшей недели — это огромный накал информационной войны. И уже видны павшие в этой войне. Это прежде всего те, кто сделал свой выбор.
Русские либералы исключительно ярко и эталонно продемонстрировали, что они — не побоюсь лексики путинского агитпропа — именно пятая колонна Запада в России. Не менее наглядно продемонстрирован ими и их социальный расизм, когда страхи и вполне реальная обеспокоенность жителей Донецка или Луганска для них не существует, а сами жители Юго-Востока — как, кстати, и простые люди в России, для них люмпены и мусор.
Кстати, очень интересный контраст с либералами вековой давности, которые были патриотами и оборонцами. Вверх по лестнице, ведущей вниз — от Милюкова до Ходорковского. И вот уже — это, кстати, тоже особенность прошедшей недели, все чаще от русских либералов слышно: да, в сущности, и украинский национализм не так уж и плох: «поняв Бандеру — вы поймете Украину».
Российские левые играют в чужие игры — одни уже почти ничего не стесняясь плетутся за либералами, становясь в своей риторике почти неотличимыми от них, другие, столь же не стесняясь, погрузились в казенный патриотизм и играют в фальшивый антифашизм, явно становясь неотличимыми от таких заслуженных антифашистов, как Рамзан Кадыров или шубохранитель Якунин.
Почему-то вспоминается опять британский писатель Орвел, и последняя строчка его злобного «Скотского хутора»: «Оставшиеся снаружи переводили взгляды от свиней к людям, от людей к свиньям, снова и снова всматривались они в лица тех и других, но уже было невозможно определить, кто есть кто».
В заключение должен сказать, что на прошлой неделе я был уверен, что Юго-Восток — фрагментированный, не имеющий никаких структур и лидеров, уже проиграл. Но я явно поторопился. Хотя и продолжаю оставаться пессимистом. Однако, когда я прочел в новостях, что штурмовавшие обладминистрацию вывесили советский флаг, мне почему-то стало приятно. Я понимаю, что это мелочь, и даже, быть может, просто несущностный штрих. Но все равно мне кажется, что в отстутствии любви и Красной Армии их надо создавать самим.