К Дню партизана и подпольщика.

Вот история еще одного партизана, о котором вряд ли много известно. Хотя бы потому, что он не просто еврей, так еще и сионист. Что нисколько не уменьшает его заслуг. Потому что каждый убитый им фашист шел в копилку нашей общей Победы.

Это командир действовашего в Литве еврейского партизанского отряда «Месть» («Некама»), в котором сражалось до 300 бойцов. Еврейские партизанские отряды в Литве и Белоруссии были частью нашего, засоветского партизанского движения, но этот, насколько я понимаю, всегда действовал автономно. Вплоть до прихода советских войск они нападали на гарнизоны германских войск, истребляя гитлеровцев и их местных прислужников, совершая диверсии на автомобильных и железных дорогах. Они уничтожали водные и энергетические объекты, освободили несколько групп заключенных. Парня зовут Абба Ковнер, и я не буду пересказывать его биографию. Которая очень драматична.

После 1945 года он не просто хотел отомстить немцам за все то, что они сделали еврейскому народу, то есть убить 6 миллионов немцев, но даже и предпринимал шаги в эту сторону, которые, наверное к счастью, не удались. То есть крышу ему снесло реально. За что я его не осуждаю — после всего пережитого им в вильнюсском гетто и вообще. Насколько уж я далек от той войны, но рассказы мамы и бабушки про блокаду я помню так хорошо, что до сих пор немецкая речь вызывает у меня некоторое напряжение. Хотя казалось бы. Но это, конечно, не относится к немецким коммунистам и левым.

А вот интересный эпизод, которого нет в биографии по ссылке.

Зимой 1942 года подпольщики Вильнюсского гетто сумели собрать небольшое количество винтовок и наганов, взрывчатку. Но как привести это оружие в действующее состояние, никто не знал. Абба вспомнил, что в библиотеке на улице Вивальской собирались вековые сокровища литературы, которые немцы отправляли в Германию. При сортировке «ненужное» превращалось в макулатуру. Пробраться в зал оказалось делом сложным и опасным. Но когда это удалось, улов превзошел все ожидания. Отыскались стопки брошюр в серых обложках: инструкции Наркомата обороны СССР для служебного пользования по устройству мин, гранат, ремонту оружия, а также боевой устав пехоты. И все на русском языке, с которого Ковнер и переводил готовящимся на боевые задания бойцам.

Хотя парень и не коммунист ни разу, но, что интересно, его двоюродный брат — товарищ Меир Вильнер, фамилия, знакомая советским людям (вроде меня). Генсек компартии Израиля во времена Леонида Ильича Брежнева.

Еще раз с праздником. У которого, я надеюсь, большое и интересное будущее в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *